Информатизация управления ремонтами и обслуживанием в строительстве

07.09.2009


И.Н. Антоненко, АйТиЭм

Эффективность строительных машин, а также оборудования заводов по производству строительных материалов и конструкций, зависит от эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР). Особое значение данная проблема приобретает в кризисных условиях, когда организации отрасли вынуждены от расширения бизнеса и повышения капитализации перейти к задаче эффективного использования имеющихся мощностей. Вместе с тем, для организаций отрасли характерен ряд недостатков в сфере управления ТОиР, в том числе:

  • разобщенность информации об отказах, результатах ТОиР, израсходованных и оставшихся товарно-материальных ценностях (ТМЦ), стоимости работ по ТОиР;
  • не проводится комплексная оценка показателей готовности и использования техники;
  • не используются финансовые модели обновления основных фондов и определения экономически целесообразного срока эксплуатации, не прогнозируется остаточный ресурс каждой единицы техники;
  • нет системного подхода к выработке и оптимизации стратегии ТОиР на предприятии и по отношению к различным группам техники и оборудования;
  • периодические планово-предупредительные капитальные ремонты технологических линий заводов не оптимизируются по срокам, внеплановые издержки обеспечения ТОиР ресурсами приводят к увеличению стоимости ремонтов;
  • несвоевременность решений по управлению техническим состоянием, обслуживанием, ремонтами, заменами оборудования приводит к ограничению производительности и технологических возможностей.
Указанные недостатки представляют собой, по сути, недоступность, отсутствие или неиспользование тех или иных данных о процессе эксплуатации. Решением проблемы является единая информационная система управления (ИСУ ТОиР), обеспечивающая непрерывный обмен данными между главным инженером, отделом главного механика, службой эксплуатации и управлениями механизации, или цехами – ремонтно-механическим, формовочным, арматурным и т.д.
Внедрить ИСУ ТОиР означает добиться такого информационного взаимодействия всех вовлеченных лиц, при котором они будут выдавать и получать достоверные, своевременные и полные данные о процессе ТОиР, а руководители будут пользоваться этими данными и основывать на них свои решения. При этом сотрудники, использующие ИСУ ТОиР, будут выполнять в ней функции по своей компетенции и ответственности, находясь в своих подразделениях, в том числе на значительных расстояниях.
Внедрение ИСУ ТОиР осуществляется на основе специального программного обеспечения класса EAM (Enterprise Asset Management) или CMMS (Computerized Maintenance Management System). Эти программные продукты представлены в России достаточно широко, в том числе от российских разработчиков (программный комплекс TRIM разработки НПП «СпецТек»).

Функциональная схема ИСУ ТОиР

Упрощенный вариант функциональной схемы ИСУ ТОиР представлен на рисунке ниже. Ее дальнейшее рассмотрение имеет цель в первом приближении описать логику использования ИСУ ТОиР. Более подробное освещение конкретных задач, решаемых средствами ИСУ ТОиР, или же реализованных проектов внедрения ИСУ ТОиР, можно найти, например, в [1-5].
В верхней части рисунка указаны основные этапы использования ИСУ ТОиР – паспортизация производственных фондов, планирование работ по ТОиР, обеспечение работ ресурсами, выполнение работ и сбор данных, анализ результатов эксплуатации и ТОиР, принятие решений. Ниже линейки этапов конкретизированы действия пользователей.
В ходе паспортизации создается база данных по парку машин и оборудования. Структура такой базы может предусматривать разбиение по подразделениям-владельцам, по площадкам эксплуатации, по технологическому назначению и т.д. Параллельно идет создание справочника типовых работ ТОиР, с указанием периодичности по календарю или наработке (часы, пробег и т.д.), идет наполнение каталога ТМЦ – запчастей и материалов. К каждой ТМЦ привязана ее цена, которая поступает из создаваемой базы прайс-листов. Ведение и актуализация базы прайс-листов ложится на службу МТС. Далее выполняется привязка типовых работ к соответствующей учетной единице, например, к машине. В свою очередь, создаются привязки между каждой работой и необходимыми для нее запчастями и материалами из каталога, штатными единицами, сторонними организациями, а также технической и эксплуатационной документацией в электронной форме. Таким образом, если открыть описание работы в ИСУ ТОиР, то на соответствующих вкладках можно увидеть запчасти, привлекаемых исполнителей, отсюда же открыть относящиеся к работе и оборудованию документы и т.д. Штатные единицы заводятся в справочнике ресурсов, причем к каждой штатной единице привязывается тарифная ставка на выполнение работ, или, например, его ролевая функция в системе – право утверждать график работ, право на списание запчастей, право дополнить базу данных закупленной техникой и т.д.
В итоге такой масштабной работы по созданию баз данных и паспортизации становится возможным автоматическое формирование плана-графика ТОиР, и плана расходов и снабжения (закупки) под этот план – так как работы и ресурсы получили взаимную привязку. То есть от каждой позиции потребных ресурсов идет связь к конкретной работе, и наоборот. Если проводится секвестирование, т.е. удаляется работа из плана, то удаляются из потребности соответствующие ТМЦ и ресурсы. Можно добавлять в электронный план-график внеплановые и разовые работы.
Основанием для последнего является регистрация в ИСУ ТОиР отказов и дефектов, технического состояния. Классификатор отказов и дефектов создается на этапе паспортизации, благодаря этому упрощается ввод информации – он осуществляется путем выбора отказа или дефекта из готового списка. Значения параметров технического состояния могут поступать в ИСУ ТОиР автоматически, из систем диагностики.
Диспетчерская служба вводит в ИСУ ТОиР значения наработки в часах, в километрах пробега, ведет в системе журналы заявок, путевых листов, регистрирует расход ГСМ, отмечает в ИСУ ТОиР эксплуатационные состояния каждой машины или единицы оборудования – работа, простой/поломка, простой/резерв и т.д. Подсчет часов наработки и формирование истории простоя в системе осуществляется автоматически. Значения наработки в тонно-километрах и других единицах производительности могут поступать в ИСУ ТОиР автоматически из информационных систем диспетчеризации. Такие системы могут быть снабжены средствами взвешивания груза и записи показаний в базу данных, определения пробега по считыванию электронной метки машины на маршруте и т.д.
Данные о наработке через обратную связь используются для перепланирования работ ТОиР, для расчета в ИСУ ТОиР коэффициентов технического использования и готовности.
О том, что выполнение работы ТОиР начато, можно уведомить через электронный план-график работ – отметка о работе поменяет цвет, если она начата. Для сложной работы может указываться текущий статус ее выполнения, что позволяет руководителю работ отслеживать ее ход. По выполнении ремонта в ИСУ ТОиР вносятся отчеты – начало и завершение, исполнитель, ответственный, значения контролируемых параметров на момент начала и окончания, фактические трудозатраты, затраты на услуги сторонних организаций, израсходованные запчасти. Может быть предусмотрено заполнение дополнительного документа, к примеру, таблицы измерения зазоров. Для этого к работе предварительно подсоединяется типовая форма. После ввода израсходованных запчастей система автоматически готовит расходную накладную, выбрав которую можно распечатать акт списания, оформить расход на складе.
Данные о наработке, простоях, о производительности, затратах используются в ИСУ ТОиР для расчета удельных затрат, как отношения расходов на эксплуатацию и технический сервис к объему выполненной работы. Анализ этого показателя позволяет оценить рентабельность каждой машины, принять решение о списании, что отразится в базе данных. Из системы на каждую машину или единицу оборудования можно получить и распечатать формуляр, с основными данными, со всей историей эксплуатации и ТОиР, заменах узлов, наработкой и т.д. Анализ фактической трудоемкости и расходования ТМЦ дает базу для работы по пересмотру нормативов на работы.
Ко всем указанным выше данным и расчетным параметрам ИСУ ТОиР предоставляет доступ непосредственно с рабочего места руководителя или специалиста. Средствами ИСУ ТОиР решаются и другие задачи в сфере эксплуатации:

  • усиление контроля качества ТОиР, мониторинг технического состояния, усиление контроля соблюдения правил технической эксплуатации, снижение аварийности,
  • повышение качества планирования освидетельствований, оперативных осмотров машин, прозрачность ответственности, усиление контроля со стороны руководства,
  • сравнение исполнителей по качеству ТОиР, подразделений – по надежности и затратам на эксплуатацию,
  • минимизация расходов путем выявления затратных составляющих, анализа их причин.

Литература
1. Антоненко И.Н., Матюшин В.А. Автоматизация с отдачей. Управление техническим обслуживанием и ремонтом //Технадзор. – 2008. -¹6 (18). – С. 26-27.
2. Репин С.В., Скакун С.А. Разработка информационной автоматизированной системы управления техническим обслуживанием и ремонтом строительных машин //Строительные и дорожные машины. – 2007. – ¹11. – С. 20-23.
3. Антоненко И.Н. Автоматизация управления техобслуживанием и ремонтом подъемно-транспортного оборудования //Подъемные сооружения. Специальная техника. – 2006. – ¹ 9. – С.26-28.
4. Репин С.В., Антоненко И.Н. Управление сроками службы машин в автоматизированной системе //Грузовое и пассажирское автохозяйство. – 2008. – ¹ 4. – С.48-57.
5. Матюшин В.А., Рыжков А.Н., Тропин А.Н., Голованов В.Г., Козлов Д.Е. Автоматизация управления техобслуживанием и ремонтом технологического транспорта //Горное оборудование и электромеханика. – 2007. – ¹ 8. – С. 18-23.


Функциональная схема ИСУ ТОиР




качества управления

Предлагаем вам перейти в раздел Системы безопасности и связи и ознакомиться с предложениями данной продукции на портале.
Похожие статьи