Светильники для галерей, музеев, выставок и экспозиций
Изобразительное искусство – ценность, не подвластная времени. В независимости от социальных, политических и экономических реалий, люди тянутся к прекрасному, посещая музеи, экспозиции, галереи, выставки и др. подобные места и мероприятия. Организация таких мероприятий – особая наука, имеющая свои методы, правила и специфические особенности
Так, к критериям качественной экспозиции относят:
- техническая и художественная ценность самих произведений;
- актуальность и новизна произведений;
- условия, обеспечивающие максимально комфортное и плодотворное восприятие произведений зрителем.
Как видно, эти группы факторов можно разделить на те, что связаны с самими произведениями, и на те, что предопределяют внешние условия экспозиции.
Специфика предметов изобразительного искусства: картин, скульптур, гравюр, инсталляций в том, что они воспринимается человеком главным образом посредством зрительного восприятия. Необходимо согласиться, что полноценное общение с предметом искусства гораздо многомерное и включает в себя созерцание, постижение, интерпретацию, эмоциональную реакцию зрителя, однако первое впечатление производит именно зрительный образ.
Важнейшим фактором, определяющим возможность и условия получения этого зрительного образа, является освещение экспозиционного зала. Более того, зачастую свет и световые эффекты становятся самостоятельным художественным элементом или находятся в системном единстве с произведением искусства, объединяемые единым художественным замыслом автора.
Забегая вперед, приведем пример такого системного единства. На одной из экспозиций освещение темного зала с картинами и фотографиями было организовано за счет направленной подсветки акцентных прожекторов, вращение которых позволяло получить дискретный, бликующий свет, напоминающий блеск капель воды. С помощью такой подсветки была создана световая среда, уникальная по своей живости, насыщенности и эмоциональности.
Основные задачи, стоящие при выборе и установке оборудования для освещения экспозиций сводятся к следующим моментам:
В качестве решения названных задач можно привести следующие рекомендации:
Зачастую в общем освещении экспозиционного зала нет необходимости, достаточно лишь акцентной подсветки самих объектов.
Выбор светильников, прожекторов и источников света для музеев, галерей, экспозиций производится не только с учетом особенностей зала, но прежде всего применительно к конкретным типам экспонатов. Так, бумага, ткань, краски на водной основе требует уровня освещенности в пределах 50 Лк. Живопись, выполненная маслом, допускает освещенность не выше 150 Лк, а изделия из камней и металлов можно освещать с уровнем в пределах 500 Лк.
При этом в любом случае важно стремиться минимизировать воздействие ультрафиолета и инфракрасного излучения на объекты, поскольку они оказывают негативное влияние на материалы.
Для этих целей подходит использование светильников и прожекторов с галогеновыми лампами, благодаря высокой цветопередаче и яркости. Кроме того, в спектре их света нет УФ-излучения, а при условии размещения их хотя бы в 1 метре от объекта, они не вызывают повышения температуры.