Обзор рынка огнеупоров



Импортная высококачественная продукция теснит российскую на отечественном рынке огнеупоров. Исправить положение может горизонтальная и вертикальная интеграция российских огнеупорщиков и металлургов.

Мировые тенденции развития огнеупоровОсновной потребитель (65-70%) огнеупорной продукции на протяжении десятков лет - черная металлургия. Две эти отрасли неразрывно связаны. Стабильный рост объемов выплавки стали и модернизация одной отрасли предопределяют развитие другой. В последние годы объемы мирового производства стали растут ежегодно на 7% и более. Если в 2000 г. в мире было выплавлено 848 млн т, то в 2007 г. - уже 1, 34 млрд т. По словам Серафима Колпакова, руководителя Международного союза металлургов, в 2008 г. прогнозируется выпуск около 1, 5 млрд т стали, из них в Китае - около 500 млн т (треть). Производство стали в России также ежегодно растет на 3-5%. Среди крупных потребителей огнеупоров также цветная металлургия, стекольная и керамическая отрасли. Одна из основных тенденций развития мировой огнеупорной отрасли - расширение использования многофункциональных огнеупоров с длительным сроком службы. Это ответ на требования черной металлургии в связи с развитием современных технологий сталеплавления. Металлурги заинтересованы в повышении стойкости и снижении удельных расходов огнеупоров, освоении выпуска новых типов огнеупорной продукции. По данным Ирины Очаговой (ИА «Черметинформация»), особое внимание при разработке огнеупоров все чаще уделяют нанотехнологиям. В последние годы Япония, например, снизила удельный расход огнеупоров до рекордного показателя - 7, 5 кг огнеупоров на тонну стали. Лидерство по объемам производства удерживает Китай. В 2006 г. в Поднебесной было выпущено 32 млн т, около 70-75% общемирового производства. По сравнению с 2000 г. объемы производства огнеупоров в Китае выросли в 3, 3 раза. Из поставщика на мировой рынок сырьевых материалов эта страна превращается в производителя продукции с высокой добавленной стоимостью, во всемирную фабрику огнеупоров. Во всем мире активно идут процессы консолидации, слияния и поглощений. Это также заметно на примере Китая, где число производителей огнеупоров уже существенно сократилось и составляет около 1, 5 тыс. компаний.Еще одна мировая тенденция - применение синтетических сырьевых материалов ответственного назначения, таких как пластинчатый глинозем, спеченные и плавленые муллиты, шпинель, бонит, кордиерит и другие.Еще одна мировая тенденция - в общем объеме выпуска растет доля неформованных огнеупоров. На смену кирпичным футеровкам приходят бетоны и торкрет-массы, которые превосходят традиционные по таким показателям, как затраты на производство, долговечность, безопасность, удельный расход материала. Современные методы укладки и сушки стимулируют внедрение самотекущих и низкоцементных бетонов для мокрого торкретирования (шот-крейтинг), предварительно литых фасонных изделий и т. д. В Японии доля неформованных огнеупоров составила в 2006 г. около 67% всех выпускаемых огнеупоров (в Китае - 35%). Огнеупорные бетоны в Японии вытесняют шамотные, высокоглиноземистые и другие. По мнению Владимира Перепелицына, главного специалиста института ВОСТИО (Екатеринбург), среди характеристик рынка огнеупоров сегодня - поликомпонентность сырья (более 150 наименований), многообразие ассортимента огнеупоров для тепловых агрегатов, которых насчитывается уже более 250 марок. Размеры частиц огнеупоров варьируются от 10 мм до наночастиц (10 и более порядков). Среди других важных тенденций - повышение экономичности производства, что подразумевает использование дешевого сырья и высокоэффективного современного оборудования. Все больше внимания уделяется экологии, безопасности эксплуатации огнеупоров у потребителя, в том числе отсутствию выделения вредных газов и пыли. Российская огнеупорная отрасль: от количества к качествуРазвитие металлургии и огнеупорной отрасли в России идет в русле общемировых тенденций. Использование новых видов более стойких огнеупоров (среди которых периклазо-углеродистые, алюмопериклазо-углеродистые, наливные корундовые) уже привело к снижению удельного расхода огнеупорной продукции. По оценке Владимира Энтина, президента ассоциации «Огнеупорпром», в минувшем году большинство российских производителей сократили объемы производства. Боровичский комбинат огнеупоров сработал на 86, 2%, Семилукский завод - на 100%, Сухоложский - на 100, 2%, Богданович - на 99, 2%, «Динур» - на 92, 5%, комбинат «Магнезит» - на 99, 1%. Огнеупорное производство ММК - на 109%, «Никомогнеупор» - на 89, 7%. Ряд предприятий прекратили существование. В их числе Восточно-Сибирский завод огнеупоров, Внуковский и Домодедовский, Щекинский огнеупорные заводы. Резко сократил объемы производства шамотных и высокоглиноземистых огнеупоров «Подольскогнеупор», закрылось производство периклазо-углеродистых огнеупоров в Боровичах. При снижении потребности в огнеупорах за последние годы на 8, 2%, их производство в РФ сократилось на 32, 4%. Разница в 24, 2% обеспечивается поставками по импорту, в основном из Китая и Украины. Китайское правительство оказывает своим производителям поддержку в виде экспортных квот, налоговых льгот, прямого субсидирования и различных дотаций. Правительство РФ импорт огнеупоров в Россию не ограничивает - несмотря на многочисленные обращения ассоциации «Огнеупорпром» по этому поводу. Китай считается развивающейся страной, и пошлины на ввоз огнеупоров из этой страны в РФ даже ниже, чем для стран остального мира. Темпы роста выплавки стали в РФ существенно превышают темпы производства огнеупоров. По данным Елены Вовченко, обозревателя ИА «Металл-Курьер», в 2007 г. российские предприятия произвели около 3, 41 млн т огнеупорной продукции, на 2% больше, чем в 2006 г. Потребность в высококачественных огнеупорах удовлетворяется за счет импорта, который в минувшем году вырос на 17%, до 135 тыс. т. Изменилась его география: усиливается роль китайских поставок, которые выросли за 2007 г. на 32%. А украинский импорт сократился на 9%. Растет также импорт в РФ из стран ЕС, особенно заметно - из Германии и Словакии. Экспорт огнеупоров из России также стабильно растет: по итогам 2007 г. из России поставлено 241 тыс. т огнеупоров, что на 3% выше показателей 2006 г. В Казахстан в 2007 г. было отгружено 130 тыс. т продукции, что на 9% больше, чем в 2006 г. Заметно вырос экспорт магнезиальной продукции - до 63 тыс. т, ее основной потребитель - Украина. Экспорт алюмосиликатной продукции остался на уровне 2006 г. - по причине растущего спроса на нее на внутрироссийском рынке. Экспорт (и производство) динасовой продукции сократился на 8%.Производители: в поисках своей нишиВ своих сообщениях представители ведущих российских производителей, таких как комбинат «Магнезит», Боровичский комбинат и «Динур», рассказали о выпуске новых видов продукции. В Группе «Магнезит», крупнейшем производителе огнеупоров в стране, производство новой продукции составляет четверть общего объема производства. По словам Михаила Назмиева, сотрудника управления стратегических разработок, с 2007 г. Группа Магнезит представляет сразу несколько видов новой продукции, в том числе модификаторы шлака. Наряду с флюсами периклазового состава успешно испытаны новые флюсы. Боровичский комбинат огнеупоров действует более 150 лет и сегодня выпускает широкий спектр алюмосиликатных огнеупоров. Для футеровки рабочего слоя для различных ковшей предлагается широчайший спектр алюмосиликатных и магнезиальных огнеупоров. Для футеровки монолитного рабочего дна сталеразливочных ковшей комбинат разработал ряд бетонов корундошпинельного состава, которые могут выполняться как виброформованием, так и саморастекающимся методом. Также здесь выпускается широкий спектр неформованных огнеупоров. В целом можно сказать, что на комбинате освоен выпуск полного комплекта огнеупоров позволяющих зафутеровать любой сталеразливочный ковш. Первоуральский динасовый завод (ОАО «Динур») в советские времена был монополистом по выпуску динасовых огнеупоров на основе собственных кварцитов. В условиях рынка завод изменил свою специализацию, перешел на производство наукоемкой, малотоннажной продукции. За последние 15 лет ассортимент выпускаемой продукции увеличен в 14 раз - до 70 видов, своего рода рекорд. Правда, теперь для их выпуска нужны 150 видов сырья, из них 145 - покупные. И все же такая гибкая политика позволила ему увеличить пакет заказов, в том числе на ковшевые углеродсодержащие, высокоглиноземистые и корундографитоые изделия, а также высокоглиноземистые огнеупоры для доменного производства и нагревательных печей.

Предлагаем вам перейти в раздел Стеновые материалы, кирпич и ознакомиться с предложениями данной продукции на портале.
Похожие статьи
Дюрисол – уверенный взгляд в будущее.

Сегодня монолитное домостроение с применением технологии несъёмной опалубки — одно из перспективных направлений в сегменте недорогого и качественного ...